ГлавнаяСтатьи → 10 главных ошибок при выборе и монтаже системы отопления

10 главных ошибок при выборе и монтаже системы отопления

Ошибка № 1. Грязь и шлак

Немного предыстории. Недавно сервисную службу нашей компании обратился владелец производственного помещения. Озвучил проблему: не работает котел, а почему — непонятно. Мы тщательно обследовали оборудование и нашли причину — забился теплообменник котла. Мелочь, казалось бы, но отопления как ни бывало. И вот почему.

Когда монтируется система отопления, то в процессе работы внутри трубопровода могут оставаться стружка и разныемеханические примеси. Когда горячая вода начинает циркулировать, все это обычно осаждается в теплообменнике котла. Постепенно, неспешно, но рано или поздно теплообменник может забиться, что неизбежно приведет к остановке котла.

На фото представлен битермический теплообменник (работает на отопление и на горячее водоснабжение), который засорен.

Если это произойдет, то вы потратите примерно треть от стоимости самого котла. В данном случае речь идет о сумме в пять и более тысяч рублей. Но и это не все. Засор — штука вредная. Может выйти из строя насос, и тогда готовьте еще от четырех и более тысяч. Или заклинит трехходовой клапан настенного котла. Это еще от трех тысяч рублей и более.

Как избежать ошибки. Обязательно раз в год обращаться в компанию «Мир климата», чтобы мы промыли и прочистили систему отопления вашего дома. Помните: слой отложений толщиной всего в один миллиметр снижает теплопередачу примерно на 10%, что сразу сказывается на общей энергоэффективности работы системы отопления и расходе электроэнергии. Зарастание трубопроводов системы отопления накипью и отложениями приводит к падению температуры в обогреваемых помещениях.


Ошибка № 2. Работа с неопытными

Еще одна история из практики «Мира климата». Есть у нас один клиент, который некоторое время назад купил в нашей компании котел. Обратите внимание: котел — у нас, а монтировали его и всю систему отопления в целом совсем другие люди. Пришел этот гражданин к нам и жалуется: в доме холодно. В зиму ему пришлось вовсе несладко: даже теплые носки и штаны не спасали, некоторые члены семьи заболели. Спать было не комфортно.

Поскольку каждый клиент для нас ценен, мы решили разобраться. Во время обследования выяснилось: клиент, чтобы сэкономить денег, для монтажа теплового оборудования нанял... знакомого сантехника. Заметьте: не профессионала в сфере установки отопительных систем, а человека совершенно иной специализации. Тот пришел и, как умел, собрал систему отопления из расчета 1 секция на 2 кв.м.

Для дома, в котором живет клиент, а у него достаточно просторный коттедж, этого оказалось крайне недостаточно. Соответственно, система отопления просто не справлялась с нагрузкой и не могла обеспечить комфортную атмосферу. Особенно это было заметно, когда температура на улице опустилась ниже 15 градусов по Цельсию.

Как избежать ошибки. Необходимо делать теплотехнический расчет и проект в специализированных компаниях, занимающихся монтажом и обслуживанием систем отопления более семи лет и имеющих достаточный опыт.

Ошибка № 3. Без муфты никак

При монтаже тепловых систем используется такая важная деталь, как диэлектрическая муфта. Некоторым кажется, что это мелочь, и устанавливать ее совсем не обязательно. Слава Богу, примеров того, что может произойти без этой муфты, у нас нет. Но последствия могут быть самыми печальными. И вот почему.

Диэлектрическая муфта — устройство, предотвращающее распространение так называемых токов утечки (блуждающих токов) по газопроводам. Она не только исключает возможное нагревание и искрение подводки в случае накапливания электрического потенциала, но и защищает электронику и внутренние электрические цепи газовых приборов и счетчиков от выхода из строя по причине воздействия вредоносных блуждающих токов.

Современные газовые и электрические котлы потребляют электричество. В электросетях есть блуждающие токи. Они возникают в земле при ее использовании в качестве токопроводящей среды. Вызывают коррозию металлических предметов, полностью или частично находящихся под землей, а иногда лишь соприкасающихся с ее поверхностью. В ряде случаев это следствие аварийной утечки с линий электропередачи.

Теперь представьте, что блуждающие токи вдруг обнаружились в вашем доме. Например, сосед по улице стал воровать электричество, спрятал провода под землю. Или началась сильная гроза, во время которой возникают блуждающие токи. Все это может привести к ряду последствий. Например, прикоснетесь к котлу, а вас током ударит. Не смертельно, конечно, но очень неприятные ощущения.

Самое же страшное — для «мозга» котла, а именно для электронной платы. От удара блуждающим током она может просто перегореть. Ремонт обойдется вам в копеечку.

Как избежать ошибки. Установить диэлектрическую муфту на газовую подводку. Стоит она до 200 рублей.

Ошибка № 4. Без сервиса сойдет!

Снова обратимся к богатой опытом истории нашей компании. Жил-был один бизнесмен. Купил котел в Москве. Привез, установил. И жил бы так долго и счастливо, да... возникли с оборудованием проблемы. Стал бизнесмен звонить во все фирмы, а помочь ему так никто и не смог. Даже мы, при наших широких инженерно-технических возможностях.

Почему? Все просто: бизнесмен из желания сэкономить купил, который в Астраханской области никто починить не может. Даже при всем желании. И запчастей на него днем с огнем не сыскать. Пришлось бизнесмену тратить деньги, везти котел в столицу, чтобы там ему по гарантии обменяли на другой — более распространенный. Сколько денег на этом было потеряно — никто не знает. Но, как вы можете догадаться, на них можно было два котла купить.

Как избежать ошибки. Приобретать котлы только в специализированных фирмах, осуществляющих монтаж и сервис приобретенного оборудования. Это нужно, чтобы было с кого спросить. А так же иметь возможность временно заменить его аналогичным оборудованием.

Ошибка № 5. Котел у одних, сервис у других

Очередная история. Один мужчина купил котел в большом строительном магазине. Так как магазины (особенно крупные, сетевые) практически никогда обслуживанием проданного оборудования не занимаются, продавцы направили покупателя в сервисный центр. Там с гражданином заключили договор на обслуживание котла.

Но недолго радовался человек теплу в своем доме. Спустя пару месяцев котел благополучно сломался. В сервисном центре, поскольку гарантия не истекла, сказали: «ОК, починим. Без проблем. Только подождите три недели — пока запчасти придут, пока работу сделаем».

И что человеку делать почти месяц? Обогреваться дыханием собственного тела? Или, может, калориферами весь дом заставить? Так ни одна электросеть такого не выдержит. Но ждать пришлось и мучиться. Заодно понять простую истину: сервисным обслуживанием должен заниматься тот, кто оборудование продал. Тогда ответственности больше и качества.

Но вернемся к крупным магазинам. Секрет их работы прост: чтобы максимально расширить круг покупателей, они продают много марок котлов разных марок и производителей. Обслуживание же отдают в сервисные центры. А у тех вечная запарка: котлов много разных, клиентов тоже, а собственных сотрудников не хватает. Запчастей мало. Вот и приходится отвечать: «Зайдите к нам эдак через... месяц».

Как избежать ошибки. Приобретать котлы только в специализированных фирмах, которые осуществляют подбор, монтаж и сервис приобретенного оборудования. Для клиентов это удобно тем, что есть с кого спросить. Так же при заключении договора просматривайте пункт «Котел на время ремонта». При этом вы всегда можете рассчитывать на то, что вам предоставят котел на время ремонта вашего.

Ошибка №6. Монтажник на доверии

Некоторое время назад в «Мир климата» обратился человек с просьбой доделать систему отопления в коттедже. Договорившись о встрече, подъехал к нам в офис и рассказал такую историю.

Несколько месяцев назад задался человек задачей: построить себе дом. Приближались холода, потому хотелось поскорее смонтировать отопление и перебраться под новую крышу. Не думая долго, взял гражданин газету бесплатных объявлений, нашел монтажника, изложил пожелания. Договорились о цене, ударили по рукам. Поехали в магазин, купили необходимые материалы.

Через пару дней после начала работы монтажник попросил аванс. Получив деньги... пропал. На звонки не отвечал. Оставив на время поиски мошенника, заказчик наконец-то поступил правильно: позвонил в «Мир климата» и попросил завершить проект. Приехав в его коттедж, мы застали «картину маслом»: по всему дому лежали материалы стоимостью в несколько сотен тысяч рублей. Многие спаянные трубы торчали из стены, котел лежал не распечатанный. Показывая все это, домовладелец был в ярости и не знал, что ему делать. Схем и чертежей горе-монтажник, конечно же, не оставил.

Мы взялись за работу. Но сначала, дабы учесть пожелания клиента, решили разработать проект, который бы по максимуму задействовал закупленные материалы и то, что сделано до нас. Когда все было готово, представили клиенту чертежи и расчеты, по которым прекрасно видно: что, где располагается и зачем нужна каждая деталь.

Клиент много спрашивал, мы рассказывали и объясняли. В итоге нашли оптимальное решение и договорились о стоимости и времени выполнения работы. А уже через две недели работы была выполнена, система принята на гарантию. Человек остался доволен и приступил к отделке. Через полгода въехал в новый теплый дом. До сих пор раз в год делаем ему обслуживание котла и наладку системы.

Теперь вы понимаете, почему произошла ошибка? Да потому что заказчик не заключил официальных обязательств в виде договора. Только на словах и с малознакомым человеком. Тот факт, что мошенник удрал, получив аванс — еще пол-беды. А ведь мог бы и материалов наворовать или смонтировать так, что система отопления развалилась бы на части или даже стала причиной пожара. Тут убытки исчислялись бы миллионами.

Как избежать ошибки. Не выбирать монтажников по объявлениям. Всегда заключать официальный договор на производство работ в специализированных компаниях. Всегда. Возьмите это за правило.

Ошибка № 7. Покупка без проекта

Эта ошибка непосредственно связана с предыдущей. Вот наняли вы «дядю Васю», то написал список оборудования и материалов, которые нужно купить. Как он делал расчет? На клочке бумажки в одной руке и допотопным калькулятором в другой? Скорее всего, так. Проектно-сметная документация есть у него? Нет, конечно же.

В результате может быть так: система готова, даже — удивительно! - работает. Но почему-то осталось много невостребованных материалов. Один наш клиент, который прошел этот тернистый путь, после монтажа насчитал «излишков» на двадцать с лишним тысяч рублей. Это прямые потери, между прочим. Обратно в магазин не вернешь, продавать — замучаешься.

Все вопросы к «дяде Васе», но с того и взятки гладки. Мол, сделал, как сумел. Брал-то, как полагается, «с запасом», который якобы «карман не тянет». Когда речь идет о трех досках для пола, то не тянет — пригодятся в хозяйстве. А с отопительным оборудованием вы что делать станете? Держать про запас? Риторический вопрос.

Как избежать ошибки. Приобретать оборудование и материалы только в специализированных компаниях, осуществляющих подбор, монтаж и сервис приобретенного оборудования. Вам это удобно тем, что есть с кого спросить! Более того, можно без лишних хлопот заменить оборудование. Посудите сами: если сломался кран, то вам удобнее самому ездить подбирать, покупать новый или просто позвонить, чтобы к вам приехали и бесплатно заменили?

№ 8. Продавец посоветовал...

Ну ладно, «дядя Вася». Ему сказали — он сделал. Но подскажите, разве можно покупать оборудование и материалы со слов продавца в магазине?! Если вам попадется продавец с высшим инженерным образованием и опытом работы в отрасли — это же чудо! Но такого, увы, не встретишь.

К сожалению, некоторые клиенты думают так: продавец работает в этом магазине, значит, должен знать. Последствия могут бы теми же, что и в случае с «монтажником дядей Васей». Как минимум — гора не пригодившихся материалов, как максимум — полностью нерабочая отопительная система. Пример: систему делают из того, что есть. Случается, что прокладывают слишком тонкую трубу в местах, где требуется больший диаметр и наоборот. Это перерасход средств на покупке и эксплуатации.

Повторим для закрепления. Без необходимых расчетов и привязки к плану правильно подобрать материалы невозможно. Магазину же выгодно продать больше товара, а особенно тот, что в наличии.

Как избежать ошибки. Приобретать оборудование и материалы только в специализированных компаниях, осуществляющих подбор, монтаж и сервис приобретенного оборудования. Вам это удобно тем, что есть с кого спросить! Также можно без лишних хлопот заменить оборудование.

Ошибка № 9. Диаметр «на глазок»

Представьте, что вы — шеф-повар в большой столовой. Но — пусть и парадоксально звучит — до этого готовили только дома и самые простые блюда. Как будете, к примеру, солить большую кастрюлю супа? На глазок, естественно. То же с выбором диаметра труб отопления. Его «на глазок» делать нельзя ни в коем случае: вся система может накрыться медным тазом. Но для начала гарантированы шумы в системе, холодные помещения при достаточной мощности котла и так далее.

Как избежать ошибки. В обязательном порядке перед покупкой оборудования и материалов делать гидравлический расчет. Он позволит решить большой круг вопросов обеспечения выполнения предъявляемых к системе отопления требований. В частности, подобрать правильный диаметр труб на всех секторах по рекомендованным параметрам, включающим определение: скорости движения теплоносителя; оптимального теплообмена на всех участках и приборах системы, с учётом обеспечения его экономической целесообразности.

Ошибка № 10. Холод за толстыми стенами

Это даже не ошибка, а боль клиентов, с которой нам приходится сталкиваться. Некоторые задаются вопросом: «Почему в доме холодно, хотя сделан теплый пол во всех помещениях и стены «толстые» и утепленные?». Тут целый комплекс причин.

Во-первых, зачастую дело не в том, насколько «толстые» стены. Бывает и так, что даже метровой кирпичной толщины не хватит, чтобы внутри было тепло и комфортно. Ведь очень многое зависит от грамотной, тщательно просчитанной системы отопления. То же самое, если стены «толстые» и есть система «теплый пол», но она не справляется. Да потому кактеплоотдача «теплых полов» не бесконечна. Она ограничена санитарными и техническими требованиями, которые нужно неукоснительно соблюдать.

Например, вы знаете о том, что теплый пол нельзя использовать при температуре более чем 27-32 градусов Цельсия? Если нарушать этот режим, то трубы могут вздуться от перегрева, а это приведет к разрушению напольного покрытия.

Как избежать ошибки. Заказывать проектно-сметную документацию, а также приобретать оборудование и материалы системы «теплый пол» только только в специализированных компаниях, осуществляющих подбор, монтаж и сервис приобретенного оборудования. Вам это удобно тем, что есть с кого спросить!